Профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально – педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Асоциальное поведение – это поведение нарушающее какие –то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Может проявляться в различных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.
«Трудные» дети – дети, имеющие различного рода отклонения в развитии
Возрастная педагогика в работе с «трудными» детьми.
«Трудный» младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и дошкольного воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
«Трудный» средний школьный возраст.
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет недостатки развития личности.
«Трудный» старший школьный возраст.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания.
Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социально нравственных ориентаций и представлений.
С целью предупреждения правонарушений и вредных привычек, оказания социальной помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в 2006 году была принята и реализовалась программа «Профилактика асоциального поведения среди учащихся МОУ Бриляковской средней общеобразовательной школы на 2006-2010 г.г.» и «Программа асоциального поведения на 2011 – 2013 г.г.» Итогом реализации программы стало создание условий, необходимых для системной работы по профилактике асоциального поведения среди учащихся и пропаганде здорового образа жизни.
В нашей школе учатся дети из разных сел и деревень: Шадрино, Смиркино, Дроздово, Зубово, Ягодно-Лесное, Дырино, Копосово, Кумохино, Косолапово, Привалово. Дети приходят разные по материальному обеспечению, по физическому развитию и по поведению. Больше стало детей из семей с потерей кормильца и из многодетных семей.
Статистическая справка показывает, что сохраняется большой показатель семей в разводе.
В последние годы отмечается спад правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, подростковая преступность резко снизилась. Уменьшился показатель употребления несовершеннолетними алкоголя, табакокурения. В нашей школе показатель употребления алкоголя и табакокурения равен нулю.
Статистическая справка по результатам мониторинга учащихся и их семей за 7 лет
Учебный год
Учащиеся семьи/дети |
11-12
|
12-13 |
13-14
|
14-15 |
15-16 |
16-17 |
17-18 |
Количество учащихся в школе
|
145 |
152 |
131 |
140 |
134 |
148 |
139 |
На внутришкольном учете дети |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
На внутришкольном учете семьи |
4 |
3/5 |
2/3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
На учете в ОДН |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
На учете в КДН |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Семьи с опекаемыми детьми |
2 |
2 |
1 |
2/2 |
1/3 |
1/2 |
1 |
Семьи СОП |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Одинокие матери |
8/9 |
13 |
8/9 |
10/11 |
11/11 |
17/17 |
15/16 |
Семьи в разводе |
13/16 |
15/16 |
12/13 |
11/12 |
15/16 |
20/23 |
17/21 |
Дети-инвалиды |
0 |
1 |
2/2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
Семьи с потерей кормильца |
11/11 |
11/13 |
9/11 |
12/14 |
11/15 |
11/13 |
11/9 |
Многодетные семьи |
6/11 |
6/11 |
9/14 |
10/16 |
15/25 |
20/33 |
17/29 |
ТЖС |
|
|
|
|
3/6 |
2/7 |
2/5 |
В период с 2010 по 2018 г.
среди несовершеннолетних детей количество совершенных
преступлений и правонарушений снизилось к нулю.
Учебный год |
Количество преступлений |
Количество правонарушений |
Количество обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН |
2008-2009 |
2 |
0 |
2 2 |
2009-2010 |
3 |
0 |
3 3 |
2010-2011 |
3 |
0 |
3 3 |
2011-2012 |
0 |
1 |
1 1 |
2012-2013 |
0 |
0 |
0 0 |
2013-2014 |
0 |
0 |
0 0 |
2014-2015 |
0 |
0 |
0 0 |
2015-2016 |
0 |
1 |
1 0 |
2016-2017 |
0 |
1 |
1 0 |
2017-2018 |
0 |
0 |
0 0 |
Показатели количества учащихся на внутришкольном учете.
Учебный
год |
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010
|
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015 |
2014-2015 |
2014-2015 |
2014-2015 |
Количество
детей на внутришкольном учете |
18 |
13 |
11 |
10 |
7 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Перечисленные категории детей и семей нуждаются в дальнейшей и постоянной поддержке со стороны государственных структур, педагогических коллективов школ и учреждений социальной защиты. Профилактика асоциального поведения, правонарушений и безнадзорности является одной из составляющих в воспитании социально – адаптированной, способной к самореализации и саморазвитию личности учащегося.
В связи с этим в школе разработана и реализуется:
Программа по профилактике асоциального поведения среди учащихся МБОУ "Бриляковская СШ"
>>> Документ .pdf [616 Кб]